Каким нормативным документом установлено обязательное медицинское освидетельствование шоферов при отправке их в рейс? Должен ли для этой цели в штате организации быть врач?Действительно, все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей (ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 в редакции Федерального закона от 25.04.02 N 41-ФЗ). Предприятие исходя из своих собственных возможностей и интересов может выбрать, что ему предпочтительнее — принять в штат организации врача либо заключить соответствующий договор с учреждением здравоохранения.
Минздравом и Минтрансом России 29.01.02 утверждены Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». В соответствии с этим документом предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Такие медосмотры шоферов нужны в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
Водителей должен осматривать медицинский работник организации (врач, фельдшер, медицинская сестра), который прошел обучение по специальной программе (прилагается к Методическим рекомендациям от 29.01.02). Кроме того, медосмотры могут проводить и медицинские работники учреждений здравоохранения по договору между организацией и этим учреждением. Медосмотры проводятся как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.
Г. Порваткин, юрист 1 августа 2003 г. «Кадровое дело», N 8, август 2003 г.
В каких случаях водителя нельзя допустить к рейсу?Вот эти случаи:
- у водителя есть симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37°C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.).
- у водителя повышена или понижена частота сердечных сокращений и изменено артериальное давление выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
- водитель находится под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.
Подскажите, пожалуйста, какой документ, кроме диплома о медицинском образовании, должен быть у сотрудника, проводящего предрейсовые медосмотры водителей?Справочник кадровика
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» все юридические лица независимо от форм собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров установлен Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв Минздравом России совместно с Минтрансом России 29.01.02 (см. письме Минздрава России от 21.08.03 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»).
Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения, -как на базе организации так и в условиях медицинского учреждения имеющего соответствующую лицензию. При этом необходимо иметь в виду, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинскими работниками, имеющими помимо диплома о медицинском образовании, сертификат, подтверждающий, что они прошли специальное обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств, приложенный к названному письму Минздрава России {приложение 1). Н.Н. Шептулина.
Как учесть расходы на медосмотр водителейСогласно статье 213 Трудового кодекса РФ, медицинские осмотры, предусмотренные трудовым законодательством, проводят за счет средств работодателя. Поэтому в целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг медицинских учреждений за осмотры сотрудников принимаются согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности). На этом же основании принимаются расходы медорганизаций по оборудованию специальных помещений, предназначенных для проведения предрейсовых осмотров водителей, если организация проводит такие медосмотры сама. Минимальный перечень предметов, которыми должны быть оснащены помещения для проведения предрейсовых медосмотров водителей, приведен в пункте 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Это приложение N 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения», приведенным в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 (далее — письмо Минздрава России N 2510/9468-03-32). В целях налогообложения прибыли также принимаются расходы на содержание и эксплуатацию указанного помещения, его ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и инвентаря (подп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ).
Согласно подпункту «г» пункта 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (приведено в приложении к приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15), время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом в рейс и после возвращения с него включается в состав рабочего времени. Таким образом, время, потраченное водителем на прохождение медосмотра, оплачивается ему на общих основаниях. И соответственно оплата за это время учитывается в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Учитывая, что необходимость проведения предрейсовых медосмотров закреплена законодательством, расходы на их оплату не включаются в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, на эту сумму также не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Какая ответственность предусмотрена за проведение медосмотраПроведение предрейсового медосмотра должна контролировать администрация медорганизации или территориального (ведомственного) лечебно-профилактического учреждения, которое проводит такой осмотр.
За нарушения при медосмотрах предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. К ней могут быть привлечены медорганизации и их руководители, медперсонал, осуществляющий осмотр, а также иные лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей. Так, уголовная ответственность, которая применяется в данном случае, установлена пунктом 1 статьи 143 Уголовного кодекса РФ.
Для нарушителя ошибки в медосмотре могут обернуться штрафом в размере до 200 000 руб., в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, исправительными работами на срок до 2 лет и даже лишением свободы на срок до 1 года.
Если нарушение правил повлекло по неосторожности смерть человека, то виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
Если нарушение правил охраны труда, связанное с организацией и проведением предрейсовых медосмотров водителей, не причинило вреда жизни и здоровью человека, виновника привлекут к административной ответственности.
По статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с него взыщут штраф в размере от 5 до 50 МРОТ. Правда, если это не первая ошибка, то нарушителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность для медперсонала за нарушение порядка проведения предрейсовых медосмотров установлена письмом Минздрава России N 2510/9468-03-32.
Что делать, если водитель отказался проходить медосмотрПринудить водителя к прохождению медосмотра медорганизация, конечно же, не может. Но в этом случае она обязана отстранить водителя от работы (ст. 76 Трудового кодекса РФ). Причем отказ или уклонение водителя от прохождения медосмотра без уважительных причин могут быть отнесены к нарушениям трудовой дисциплины.